Воспитание без насилия

Воспитание – самое важное на свете дело! И главными воспитателями своих детей являются родители.

Если в семье признают ребенка как личность, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, он получит тот запас любви и жизнестойкости, который во взрослой жизни не даст ему пойти «на дно».
Ребёнок же, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека и не сможет различать «что такое хорошо, что такое плохо».
Доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром! Ненасилие способствует гармоничному развитию ребёнка, грубое и жесткое обращение с ним – уничтожает его.

Невозможно не признать тот факт, что жестокое обращение с детьми также вызывает задержку их психического и социального развития; в то же время, необдуманные агрессивные действия по отношению к ребёнку порой могут быть вызваны вовсе и не проступком ребёнка, а усталостью взрослых, неприятностями и неудачами, раздражением и т.д.
Гнев, вылитый на ребёнка, ничему его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает. Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции: страх, возмущение, протест, обиду, жажду мести и компенсации, разрушение «нравственных тормозов», стремление к обману и изворотливости, агрессивное поведение, снижение самооценки, ненависть к себе и окружающим.
Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелёгкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем более - телесных наказаний.
Противником физических наказаний был и А. С. Макаренко. Он считал, что физические наказания для ребенка являются «трагедией боли и обиды, трагедией жестокости, детского терпения». В таких семьях нет настоящей дисциплины. Дети боятся родителей и стараются быть подальше от них.
Некоторые родители не прибегают к телесным наказаниям, но унижают детей другими способами. Иногда приходится слышать, как мать или отец вместо оценки отдельного поступка ребенка отрицательно относятся к нему в целом. Некоторые родители допускают унижение ребенка грубым словом, наносят ему оскорбления.
Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить ситуацию помогут следующие рекомендации:
- прислушивайтесь к своему ребёнку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребёнка. Не обязательно соглашаться с точкой зрения ребёнка, но благодаря родительскому вниманию и чуткости он почувствует свою значимость и ощутит своё человеческое достоинство;
- принимайте решение совместно с ребёнком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребёнок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал он сам. Предоставьте ребёнку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей. При этом мы не отрицаем, что в некоторых ситуациях решения должны принимать только родители;
- постарайтесь предупредить ситуацию или изменить её так, чтобы ребёнку не нужно было бы вести себя неправильно.Предоставляйте ребёнку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой;
- требуя что-то от ребёнка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребёнок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении;
- не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать всё сразу;
- не предъявляйте ребёнку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать;
- не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребёнок? Чем вы можете ему помочь в этой ситуации? Как поддержать его?

Пусть в вашей семье
основным методом воспитания будет
ненасилие!