Что такое ранняя помощь?
Программы ранней помощи разработаны для детей первых трех лет жизни.
Их цель – как можно раньше выявить нарушение развития ребенка и помочь детям и их семьям.
Чем отличаются программы раннего вмешательства от других программ помощи детям?
Родители маленьких детей всегда волнует здоровье малыша, и они обращаются за помощью к детскому врачу. Доктор занимается диагностикой и лечением различных заболеваний.
Для того чтобы ребенок успешно развивался, необходимо помнить не только о его физическом здоровье, но и о том, что с самых первых дней жизни ребенок нуждается в общении, для него важно играть и активно исследовать окружающий мир.
С момента рождения наиболее важным для малыша являются его родители, во взаимодействии с которыми и развивается его личность. Поэтому в программах раннего вмешательства важная роль отводиться родителям, их активность и мнение являются столь же значимыми, как и участие профессионалов.
Клиентами Службы ранней помощи являются семьи, имеющие детей от рождения до 3 лет с особыми потребностями, вызванными медицинскими, биологическими и социальными факторами. Это дети, которые:
- имеют выявленное отставание в развитии;
- имеют медицинские диагнозы, (стойкие нарушения здоровья), с высокой вероятностью приводящие к отставанию в развитии;
- проживают в условиях социального риска, подвергались серьезному стрессу или насилию;
- входят в группу биологического риска.
Показания для направления детей в службу ранней помощи
В службу ранней помощи попадают семьи, имеющие детей от 0 до 3 лет, которые имеют следующие проблемы здоровья и развития:
- 1.Дети, имеющие выявленное отставание в развитии.
- 2.Дети с выявленными нарушениями, которые с высокой степенью вероятности приведут к отставанию в развитии. Это следующие нарушения:
- снижение слуха 2-4 степени.
- слепота, слабовидение.
- церебральные и спинальные параличи любой этиологии.
- генетические синдромы и хромосомные аберрации (с-м Дауна, с-м Ушера, с-м Клиппеля-Фейля, с-м Прадер-Вилли и т. д.);
- наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы (туберозный склероз, спинальные и невральные амиотрофии и т.п.);
- врожденные аномалии развития:
- аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-мозговые грыжи, с-м Денди-Уокера и т.п.),
- аномалии развития других органов и систем (расщелины неба, грубые деформации конечностей и т. п.);
- тяжелые органические поражения ЦНС (любой этиологии) атрофии мозга, гидроцефалия и т.п.;
- злокачественные формы эпилепсии (с-м Веста и т. п.);
- серьезные трудности в контакте с окружающими, подозрение на ранний детский аутизм.
- 3.Дети биологической группы риска
- Недоношенные и маловесные дети, рожденные с массой тела менее 1500 грамм
- Дети, рожденные на сроке гестации меньше 33 недель
- Дети, перенесшие асфиксию в родах.
- Дети, находившиеся в отделениях интенсивной терапии
- 4.Дети социальной группы риска
- Дети родителей, имеющих психические заболевания.
- Дети, подвергающиеся насилию.
- Серьезные изменения в поведении у ребенка в результате пережитого стресса
- Дети родителей, страдающих алкоголизмом, наркоманией.
- Дети малолетних родителей (матерей в возрасте до 17 лет).
- Дети беженцев.
- Дети из семей, направленных социальными службами.
- Другие категории семей группы социального риска
Результатом работы Службы ранней помощи является:
- предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно-центрированной помощи ребенку и семье с целью содействия оптимальному развитию и адаптации в обществе ребенка с особыми потребностями.
- обеспечение перехода ребенка и семьи в другие структуры после окончания программы индивидуального сопровождения в службе ранней помощи.
Ранняя помощь ребенку и семье:
- междисциплинарная оценка основных областей развития ребенка (познавательной, социально-эмоциональной, двигательной, речевой, области самообслуживания); определение состояния психического развития ребенка, качественных особенностей его отношений с родителями и другими членами семьи; выявление основных потребностей ребенка и семьи;
- создание программы индивидуального сопровождения ребенка и семьи;
- междисциплинарное обслуживание ребенка и семьи в соответствии с разработанной программой;
- отслеживание эффективности ранней помощи, внесение дополнений и изменений в разработанную программу.
Социально-психологическая поддержка родителей и семьи:
- раннее сопровождение и поддержка родителей и членов семьи при рождении ребенка с особыми потребностями или ребенка группы риска;
- консультирование родителей по вопросам, связанным с индивидуальными особенностями ребенка и условиями его оптимального развития;
- предоставление информации о нормативных правовых актах, защищающих права ребенка и семьи, о социальных гарантиях, о государственных и общественных организациях, оказывающих необходимую помощь и услуги.