Рекомендации для родителей по предотвращению суицидального поведения детей и подростков
Проблема суицидов несовершеннолетних остается актуальной, в том числе в Красноярском крае. При этом обращает на себя возраст суициндентов – от 9 лет.
Одной из причин выбора суицида для решения проблем является неадекватное отношение ребёнка к смерти. У детей не сформировано представление и понимание, что смерть необратима. Свою «временную» смерть ребёнок воспринимает как способ воздействия на значимых близких (привлечь внимание, вызвать сочувствие, наказать). Ввиду незрелости, отсутствия жизненного опыта даже незначительные конфликтные ситуации могут быть суицидоопасными. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни.
Подростковый возраст является уязвимым с точки зрения переживания трудных ситуаций: мир в восприятии подростка предстает «чёрно-белым»: он не видит «полутонов» – подросток категоричен, а проблемы и трудности кажутся неразрешимыми. Кроме того, из-за гормональной перестройки организма снижена сопротивляемость стрессу. Все эти особенности закономерны и естественны в подростковом возрасте, однако при неблагоприятном стечении обстоятельств они могут явиться или быть специально использованы кем-то, что усиливает риски и угрозы жизни.
Важно знать:
Большинство детей и подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намёком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной с их точки зрения ситуации и думают о смерти.
Тот, кто говорит о суициде, способен совершить суицид! По статистике из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами, поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде - не шутят.
Суицид – следствие не одной неприятности, а многих. "Последняя капля, которая переполнила чашу терпения". Подростки из благополучных семей подвержены суицидальным настроениям ничуть не меньше, чем подростки из семей нуждающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся, склонны к конфликтам в коллективе, но и молодые люди, у которых нет видимых проблем ни в школе, ни дома.
Родителям необходимо обращать внимание на следующие признаки, чтобы предотвратить суицидальное поведение ребенка:
Словесные признаки: разговоры о смерти: “Я собираюсь покончить с собой”; “Я не могу так дальше жить”; намёки о своём намерении: “Я больше не буду ни для кого проблемой”; “Тебе больше не придётся обо мне волноваться”; шутки на тему самоубийства; повышенная заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки: подростки раздают другим вещи, имеющие большую личную значимость, приводят в порядок дела, мирятся с давними врагами; демонстрируют радикальные перемены в поведении; проявляют признаки беспомощности, безнадёжности и отчаяния.
Ситуационные признаки: ребёнок социально изолируется (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным; живёт в нестабильном окружении; ощущает себя жертвой насилия; перенёс тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей, разрыв взаимоотношений, потеря денег, самоуверенности, самооценки); слишком критически настроен по отношению к себе.
Так же к факторам суицидального риска относятся:
- школьные проблемы, снижение успеваемости, потеря интереса к получению знаний, трудности в усвоении программного материала;
- утраченная вера в идеалы, потеря интереса к дружбе, увлечениям, жизненной деятельности, ранее доставлявшим удовольствие;
- беспокойство о состоянии здоровья, мнительность, высказывание мыслей о наличии болезни;
- изменение характера – угрюмость, отчуждённость, раздражимость, беспокойство, усталость, нерешительность, апатия;
- изменение в поведении – неспособность сосредоточиться, трудности выполнения рутинных ежедневных действий;
нарушение режима сна и аппетита – бессонница, часто с ранним пробуждением или наоборот, подъём позже обычного, ночные кошмары, нерегулярный прием пищи, потеря/набор веса, обжорство;
- боязнь потерять контроль, сойти с ума, причинить вред себе или окружающим, всеобъемлющее чувство вины, стыда, ненависти к себе;
- безнадежное будущее, высказывание мыслей «мне никогда не станет лучше, я всегда буду себя чувствовать плохо»;
- злоупотребление наркотиками или алкоголем, самоповреждающее поведение (нанесение себе порезов, ожогов и т.п., увлеченность татуировками, пирсингом и т.п.);
- возбуждение, гиперактивность, нетерпеливость, которые могут указывать на скрытую депрессию.
Если Вы заметили хотя бы один из перечисленных выше признаков – это уже достаточный повод для того, чтобы уделить внимание своему ребёнку и поговорить с ним, спросите, можете ли вы ему помочь и как, с его точки зрения, это сделать лучше.
При наличии хотя бы одного признака суицидального риска необходимо поговорить с подростком, соблюдая следующие принципы:
- беседу вести спокойно, уделив все внимание подростку;
- дать выговориться, начинать говорить только тогда, когда закончит говорить ребёнок;
- при общении быть искренним и заинтересованным, помогите найти причины, источник тревоги;
- вселяйте надежду, что все проблемы можно решить конструктивно;
-ведите себя так, как будто обладаете неограниченным временем для беседы с ребёнком, помогите ребёнку определить личностные ресурсы для решения проблемы.
Как правильно построить разговор по душам с подростком?
1. Не впадайте в панику. Ничего страшного пока не произошло.
2. Постарайтесь успокоиться. Помните, что Ваше эмоциональное состояние очень быстро передаётся ребёнку, поэтому так важно сохранять доброжелательный, спокойный настрой.
3. Перед началом разговора проговорите про себя, как Вы любите своего ребёнка, настройте себя на то, что любые трудности в жизни можно преодолеть, что ценнее Вашего ребёнка никого и ничего нет. То же самое можно и нужно сказать своему ребёнку.
4. Выслушивайте и постарайтесь услышать. Задавайте вопросы, давайте возможность высказаться, будьте честны в своих ответах. Подростка необходимо уверить, что он может говорить о своих переживаниях без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь, злоба или желание отомстить. Когда подсознательно беспокоящие мысли осознаются, проговариваются, беды кажутся не такими фатальными и более разрешимыми. Внимательно отнеситесь ко всему, сказанному ребенком, обращайте внимание даже на самые незначительные, на первый взгляд, обиды и жалобы. Подросток может явно не показывать свои чувства, но вместе с тем испытывать сильнейшие переживания.
5. Обсуждайте – открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Большинство подростков чувствуют неловкость, говоря о своих проблемах (особенно о мыслях, связанных с нежеланием жить), но если ребёнок говорит о самоубийстве, то беседа об этом не может усугубить его состояние, напротив, игнорирование этой темы увеличивает тревожность, недоверие. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, постарайтесь не выражать потрясения от того, что услышали. Будьте внимательны даже к шутливым разговорам на тему нежелания жить. Любую угрозу следует воспринимать всерьёз.
6. Подчеркивайте временный характер проблем, вселяйте надежду. Расскажите о своих (возможно схожих) переживаниях и о том, как и при каких обстоятельствах Вы смогли справиться с ними. Аккуратно упоминайте о вещах, важных для ребёнка, вспоминайте ситуации, когда ребёнок был успешным, когда он справился с трудной ситуацией. Саморазрушение происходит, если подростки теряют надежду, оптимизм, а их близкие не помогают обрести им уверенность в себе. Укрепляйте силы ребёнка, внушайте, что с любой кризисной ситуацией можно справиться, но не обесценивайте переживаний ребёнка.
7. Ищите конструктивные выходы из ситуации. Стройте совместные планы на будущее. Попросите ребёнка совместно с Вами поразмыслить над альтернативными решениями, которые, возможно, кажутся на первый взгляд невыполнимыми, абсурдными, которые ещё не приходили подростку в голову. Необходимо, чтобы ребёнок точно понял, в чем его проблема и как можно точнее определил, что её усугубляет. Если проблема кажется пока неразрешимой, подумайте, как можно ослабить переживания, негативные чувства по отношению к ней. Проясните, что остаётся, тем не менее, значимым, ценным для ребёнка. Кто те люди, которые для него небезразличны? Какие цели, значимые для ребёнка, достижимы? И теперь, когда ситуация проанализирована, не возникло ли каких-либо новых решений? Не появилась ли надежда?
8. В конце разговора заверьте ребёнка в том, что без его согласия Вы не расскажете близким, родственникам о состоявшемся разговоре. Заверьте ребёнка в своей поддержке в любой трудной для него ситуации. Договоритесь о том, что впредь, оказавшись в критической ситуации, он не будет предпринимать каких-либо действий, прежде чем не поговорит с Вами, чтобы Вы ещё раз смогли обсудить дальнейшие пути решения.
9. После откровенного серьезного разговора ребёнок может почувствовать облегчение, но через какое-то время может опять вернуться к негативным мыслям. Поэтому важно не оставлять подростка в одиночестве даже после успешного разговора. Проявляйте настойчивость – человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Убедите ребёнка в том, что он сделал верный шаг, приняв Вашу помощь. Далее следует рассмотреть и другие возможные источники помощи: родственников, друзей, близких, к которым можно обратиться. Если Вы или Ваш ребенок не хотите идти на приём к специалисту (психологу, психотерапевту, врачу), то Вы можете обратиться за анонимной помощью по телефону доверия. Главное, чтобы разговор по душам не превратился в нравоучения. Кроме того, ребёнок должен быть уверен, что в результате своей откровенности он не будет отвергнут или наказан. Необходимо искренне сказать подростку, что Вы хотите поговорить о его чувствах и что Вы не осуждаете его за эти чувства.
Структура разговора и примеры фраз для оказания эмоциональной поддержки:
Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;
Активное слушание. Пересказать то, что подросток рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я тебя понял(а), что …?»;
Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что тебе хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»;
Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Что бы ты сказал, если бы на твоём месте был твой друг?»;
Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».
Примеры ведения диалога с подростком, находящимся в кризисном состоянии:
1. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Ненавижу учебу, школу и т.п.», СПРОСИТЕ: «Что именно тебя раздражает?» «Что ты хочешь сделать, когда это чувствуешь?». НЕ ГОВОРИТЕ: «Когда я был в твоем возрасте…да ты просто лентяй!».
2. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всё кажется таким безнадежным...», СКАЖИТЕ: «Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы, и какую из них надо решить в первую очередь». НЕ ГОВОРИТЕ: «Подумай лучше о тех, кому ещё хуже, чем тебе».
3. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Всем было бы лучше без меня!», СПРОСИТЕ: «Кому именно?», «На кого ты обижен?», «Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твоё настроение. Скажи мне, что происходит». НЕ ГОВОРИТЕ: «Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом».
4. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Вы не понимаете меня!», СПРОСИТЕ: «Что я сейчас должен понять? Я действительно хочу это знать». НЕ ГОВОРИТЕ: «Кто же может понять молодежь в наши дни?»
5. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «Я совершил ужасный поступок...», СКАЖИТЕ: «Давай сядем и поговорим об этом». НЕ ГОВОРИТЕ: «Что посеешь, то и пожнешь!»
6. ЕСЛИ ВЫ СЛЫШИТЕ: «А если у меня не получится?», СКАЖИТЕ: «Если не получится, ничего страшного. Мы вместе подумаем, почему не получилось в этот раз, и что можно сделать, чтобы получилось в следующий». НЕ ГОВОРИТЕ: «Если не получится, значит ты недостаточно постарался!»
Если в процессе разговора (или просто по результатам своих наблюдений) Вы заметили хотя бы один из перечисленных выше признаков у вашего ребенка – ВЫ МОЖЕТЕ:
- обратиться к психологу или социальному педагогу образовательной организации или предложить ребёнку обратиться к специалисту самостоятельно;
- предложить ребёнку обратиться в службу «Всероссийский Детский телефон доверия» (бесплатно, круглосуточно) по тел. 8-800-2000-122 или (только с мобильного) на короткий номер 124 - психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей и педагогов;
- предложить ребенку обратиться в Телефон доверия краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Красноярский краевой психоневрологический диспансер №1» 8-800-100-34-94;
обратиться за помощью к специалистамв районный центр психолого-медико–социального сопровождения;
- обратиться за консультацией к врачу-психиатру по месту жительства;
- обратиться за консультацией к психологу в кабинет медико-психологического консультирования детской поликлиники по месту жительства.
Важно знать, что обращение к специалисту необходимо, что обращение к психологу не означает постановки на учет и клейма психической неполноценности. Большинство людей, покушающихся на свою жизнь - психически здоровые люди, личности, творчески одарённые, просто оказавшиеся в сложной ситуации.
Спасти ребёнка можно только вниманием и любовью!
Не игнорируйте ситуацию!!! Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи, уделяйте ему больше внимания, чем обычно. Поддерживайте доверительные отношения с ребёнком, чтобы всегда быть в курсе проблем и трудностей ребёнка.
ВСЕГДА ПОМНИТЕ!
ДЛЯ ВАШИХ ДЕТЕЙ НЕТ НИКОГО БЛИЖЕ И РОДНЕЕ, ЧЕМ ВЫ...
заведующий отделением профилактики безнадзорности несовершеннолетних Константинова Татьяна Спартаковна










